kazagrandy (kazagrandy) wrote in auto_history,
kazagrandy
kazagrandy
auto_history

Categories:

МЗМА и АЗЛК в первой половине 50-х - начале 70-х годов.



С конвейера МЗМА сходят автомобили в экспортном исполнении "Москвич-403ИЭ".

Эти годы были лучшими в истории завода: рождение новых серийных и опытных "Москвичей", массовый экспорт
автомобилей, в том числе в развитые страны, успехи заводских гонщиков на спортивных трассах в СССР и за рубежом.

В первой половине 50-х годов под руководством главного конструктора Московского завода малолитражных автомобилей
(МЗМА) Александра Федоровича Андронова была создана новая базовая модель автомобиля "Москвич" - М-402,
полностью отечественная разработка, не имевшая конструктивных заимствований.
Автомобиль был освоен в апреле 1956 года.
Вскоре пошли в серию универсал М-423 и полноприводной седан "4x4" М-410.
Следом появились новый базовый седан М-407 с верхнеклапанным двигателем, фургон М-430, универсал "4x4" М-411.
На такие специализированные модификации, как, например, такси М-402Т, медицинский седан М-402М,автомобиль
в тропическом исполнении М-402Ю, инвалидный М-402Б, а впоследствии и на аналогичные версии М-407,
составлялся отдельный комплект технической документации, и у каждой модификации был свой ведущий конструктор.
Это семейство, вполне соответствовавшее уровню европейского автомобилестроения конца 50-х годов, пользовалось
на зарубежных рынках хорошим спросом, и в 1959 году МЗМА получил статус предприятия, производящего продукцию для
экспорта в капиталистические страны.






Международный пробег "Москвичей", организованный "Автоэкспортом".

Благодаря этому завод стал получать денежные средства для дополнительного финансирования опытно-конструкторских
работ и модернизации производства.
В течение двадцати лет А.Ф. Андронов формировал коллектив конструкторов ОГК МЗМА: это компоновщики
Б.Д. Кирсанов, Р.А.Липгарт, кузовщики С.Д.Чуразов, А.В. Носов, С.Н.Лобов, Б.С. Иванов, Л. И. Белкин,
С.И. Тарасов, художники-конструкторы М.А. Елбаев, И.А. Зайцев, В.А. Арутюнян, Л.А. Леонов, двигателисты
И.И.Окунев, И.А.Гладилин, В.А.Митрофанов, Я.В. Горячий, Е.В. Кнопф, У.И. Яблонский, конструкторы
агрегатов трансмиссии и ходовой части И.К. Чарноцкий, И.В. Новоселов, Ю.М. Немцов, Л.Р. Горелов, В.И. Евланов,
С.А.Липгарт, Л.И.Сморгонский, специалисты по электрооборудованию Е.М. Ютт, В. Ф. Малахов, Е.А. Столяров
и другие.
Эти конструкторы работали над всеми опытными и серийными автомобилями "Москвич" вплоть до модели М-2140,
а некоторые из них участвовали и в разработке АЗЛК-2141.
В конце 50-х годов в Отделе главного конструктора МЗМА активно создавали базовые модели иного назначения,
нежели легковой "Москвич".
Первой работой стал микролитражный автомобиль в двух модификациях — общего пользования и для инвалидов М-444.
Он пошел в серию на Запорожском автозаводе под маркой ЗАЗ-965 "Запорожец".
Вторым проектом был полноприводной автомобиль "4x4" с утилитарным кузовом М-415/М-416.
Подготовку выпуска этих моделей на новосибирском заводе "Сибсельмаш" сорвали производственники, убедившие
руководство ЦК КПСС в высокой стоимости проекта.
Третий проект — пассажирский и грузовой автомобиль вагонной компоновки (с условным индексом "А9") — был
закрыт после постройки первого ходового образца.
В 50-60-е годы группа конструкторов под руководством И. А. Гладилина, куда входили М.З. Мильштейн, Л.М. Шугуров
и В. Н. Беляев, занимались спортивными и гоночными автомобилями: начинали с постройки гоночных машин на
агрегатах серийных седанов, а закончили созданием полностью оригинальных конструкций.



Гоночный автомобиль "Москвич-Г4" со среднемоторной компоновкой, оригинальными узлами двигателя,
трансмиссии, подвески и рулевого управления.

Взамен семейства М-407 с 1959 года проектировался новый автомобиль М-408 с кузовами "седан", "универсал"
и "фургон".
Были построены серии парных прототипов седанов 63С2,63С4,63С6,63С8, универсала 63У8, к производству был
принят вариант 63С12, изготовленный в четырех экземплярах. Готовые узлы передней подвески и рулевого
управления новой машины были внедрены в серийно выпускаемый кузов типа М-407.
Так появились седан М-403, универсал М-424 и фургон М-432.
Новое семейство "Москвичей" появилось на конвейере в течение трех лет: сначала седан М-408 (1964 год),
затем фургон М-433 (1966 год) и последним — универсал М-426 (1967 год).
После освоения выпуска базовой модели М-408 основной задачей стало создание современного двигателя для
"Москвича".



Освоенный в 1964 году "Москвич-408" выпускали на заводском оборудовании французской компании Chausson.

Полностью разработанный на МЗМА двигатель М-412 по конструкции принципиально отличался от предшественника
и обладал большим "запасом новизны".
Но по воле Министерства автомобильной промышленности и Министерства авиационной промышленности производство
нового двигателя было освоено на моторном заводе в Уфе. Технологические возможности этого предприятия позволили
заменить чугунный блок цилиндров алюминиевым, но конструкторы и администрация МЗМА уже не могли контролировать
модернизацию мотора и создание модификаций.
Тем не менее, автомобиль с модернизированным кузовом и новым двигателем М-412 выглядел вполне современным
и конкурентоспособным — как на внутреннем,так и на зарубежных рынках.
Базовый седан, а также универсал М-427 и фургон М-434 с новым двигателем в начале 70-х годов были приведены
в соответствие с европейскими нормами безопасности.
Благодаря новому двигателю М-412, заводская спортивная команда успешно выступила в сложных международных ралли
"Лондон-Сидней" и "Лондон-Мехико", а на ралли "Тур Европы" 1974 года заняла первое место в абсолютном зачете.
На специально подготовленном автомобиле М-412Р заводские гонщики Ю.И. Лесовский и Н.В. Шевченко установили
в 1972 году шесть всесоюзных рекордов скорости.
В 1965 году было принято решение о строительстве нового завода МЗМА в Москве и дублировании выпуска
"Москвичей" на заводе "Ижмаш".
В 1968 году предприятие переименовали в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).
В 1971 году вступил в строй завод на новой территории АЗЛК, было образовано Производственное объединение
"Москвич" из нескольких предприятий, выпускавших автомобильные комплектующие.
В августе 1972 года А.Ф. Андронов ушел на пенсию с поста главного конструктора завода.

.
Tags: АЗЛК, МЗМА, авто-история, гоночные автомобили, заводы, история СССР, конструкторы, промышленность
Subscribe

  • Символ престижа

    Оригинал взят у 477768 в Символ престижа Подборка рекламных фотографий французского автомобиля Citroën SM Citroën SM -…

  • "В топе уродцев"

    Оригинал взят у 477768 в "В топе уродцев" Подборка рекламных фотографий французского легкового автомобиля Citroën Ami 6…

  • Предвоенный задел

    Оригинал взят у 477768 в Предвоенный задел Небольшой фотосет французского автомобиля TPV - прототипа малолитражки Citroën 2CV:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment