kazagrandy (kazagrandy) wrote in auto_history,
kazagrandy
kazagrandy
auto_history

Categories:

Главный дизайнер Ижевского автозавода.



Борис Михайлович Аверьянов - один из старейших художников-конструкторов ИЖевского автозавода.
К сожалению, из Всех работ, созданных при участии Аверьянова с 1967 но 1990 год, свет увидел лишь
ИЖ-2126 "Орбита".
В середине 60-х годов Борис Аверьянов окончил машиностроительный факультет Ижевского механического института.
В нашпигованном оборонными заводами Ижевске выпускники технических вузов были нарасхват.
Но в тот момент, когда Аверьянов получил диплом о высшем образовании, Ижевский автозавод уже выпускал
первые "Москвичи", а в перспективе обещал стать одним из крупнейших автозаводов страны.
И молодой специалист решил посвятить себя автомобилям. Неожиданно оказались востребованы и способности
Аверьянова к рисованию.



На первых порах автопроизводство остро нуждалось в специалистах любого профиля, но если конструкторов
местные вузы поставляли в избытке, то дизайнеров взять было неоткуда: для создания экстерьера автомобилей
одних лишь художественных талантов недостаточно — художник-конструктор обязан разбираться и в технических
аспектах.
И в декабре 1967 года Борис Аверьянов был принят на должность художника-конструктора в отдел главного
конструктора Ижевского автозавода. С этого момента без его участия не обходился ни один проект авто- и
мототехники, разрабатываемый заводской службой дизайна.
Вместе с молодым коллегой Владимиром Савельевым Аверьянов под руководством В.Е. Благоразумова работал
над экстерьером первого полноценного сточки зрения дизайна ижевского прототипа — переднеприводного
ИЖ-13 "Старт".



Борис проявил себя как дерзкий и талантливый творец, ниспровергающий старые стилистические каноны.
В это же время, на рубеже шестидесятых-семидесятых годов, Аверьянов в качестве ведущего художника руководил
коллегами в процессе создания полноприводного ИЖ-14.
Увы, оба прототипа — весьма прогрессивные для своего времени — так и не попали на конвейер.
С 1975 года Борис Михайлович уже под руководством Савельева работал над созданием "новой ижевской классики"
— в результате свет увидел ИЖ-2126 "Орбита".



Прежде чем машина пошла в серию, было построено восемь поколений прототипов.
Как водится, экстерьер серийных автомобилей был далек от дизайнерских разработок, которые немилосердно
редактировались технологами и экономистами.
Параллельно Борис Аверьянов участвовал в разработке экстерьера эскортных мотоциклов, мини-мотоцикла (50 см3)
и в других проектах. Тринадцать единиц авто- и мототехники, созданных при участии Бориса Михайловича,
получили свидетельства на промышленный образец.
За лучшую разработку в области дизайна Аверьянов был награжден медалью ВДНХ.
Но все же главная награда для дизайнера автомобилей — серийно выпускаемые по его эскизам изделия.
Дизайнерам Бюро художественного конструирования ИжАвто в этом смысле не повезло: менее удачные варианты
закономерно оказывались в корзине, а более удачные ложились "в стол".
Поэтому в начале 90-х годов Аверьянов покинул автозавод.
Однако в 2002 году Борис Михайлович все-таки вернулся на ИжАвто в Управление главного конструктора на
должность начальника отдела дизайна автомобиля, где и проработал вплоть до выхода на пенсию.

.
Tags: история СССР, личности, промышленность, тексты, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments