kazagrandy (kazagrandy) wrote in auto_history,
kazagrandy
kazagrandy
auto_history

Category:

Гонщик, конструктор, полярник.



Аркадий Федорович Николаев (1914-1987) родился в городе Сормово Нижегородской губернии в семье плотника
сормовской судоверфи.
Родовое гнездо Николаевых находилось в селе Великий Враг, знаменитом крутыми горами, которые в
30-х годах стали полигоном для опытных машин Горьковского автозавода.
Николаев работал сначала слесарем, затем шофером. В 30-е годы было модно учиться управлять самолетом,
виртуозно водить автомобиль и метко стрелять.
Всем этим Аркадий Федорович занимался на моторном факультете Горьковского авиационного техникума,
где готовили "советских Джеймсов Бондов" — курсанты умели летать на самолетах и отлично стреляли.
Через два года, будучи уже студентом Горьковского индустриального института, Николаев был принят в
отдел дорожных испытаний КЭО ГАЗ.
В это время ГЛ-1 уже была в проекте, и Николаева назначили ее техником-испытателем. Так он и вошел
в историю — как пилот первой советской заводской гоночной машины. Тренировался он на седане
Graham 97, который называл "машиной миллиардеров с хрустальными фарами".
В 1940 году Николаев защитил дипломный проект "Форсированный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 с
верхним расположением всасывающего клапана" и установил на ГЛ-1 всесоюзный рекорд скорости — 161,87 км/ч.





ГЛ-1 - первый советский гоночный автомобиль.

В годы войны Аркадий Федорович руководил станцией испытаний авиамоторов завода № 466.
Как-то раз он ночевал за городом, рассчитывая рано утром вернуться в Горький, на завод, но у него
не завелась машина.
Выворачивая свечи, он уронил гайку в цилиндр двигателя. Пришлось при -30 °С снимать головку блока.
Николаев опоздал на работу, и без него повредили авиадвигатель. Чудом его не арестовали.
В 1957 году было принято решение об организации третьей антарктической экспедиции Академии наук СССР.
Командовать наземным транспортом назначили Аркадия Николаева, который возглавлял ОКБ РАЛСНЕМГ
при Горьковском политехническом институте.
Николаев готовил технику и подбирал людей.
К берегам Антарктиды добирались на пароходе "Обь".
Когда разгрузка техники была закончена, начался шторм, льдины разламывались, и несколько самолетов
смыло в океан.
Николаев решил уходить-на вездеходах на материк. Оставшись без воздушной поддержки, отряд тронулся
в путь на гусеничных тягачах АТТ, тянувших сани весом до 30 т со скоростью 5 км/ч.
Дыхание защищали маски на обезьяньем меху. Два человека погибли, выскочив из вездеходов при температуре
-70 °С без масок.
Рискуя провалиться в ледовые разломы, 12 декабря 1958 года отряд Николаева впервые в мире достиг самой
высокой точки ледяного купола Антарктиды — полюса недоступности.
Отряд основал новую станцию "Советская" и провел исследования, доказавшие, что Восточная Антарктида — материк,
а не архипелаг.
В этом походе были открыты горы Гамбурцева, Голицина, равнина Шмидта. А.Ф.Николаеву было присвоено звание
"Почетный полярник СССР", а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина.
В 1962 году профессор А.Ф. Николаев стал "Заслуженным изобретателем СССР".

.
Tags: авто-история, гоночные автомобили, история СССР, личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments