kazagrandy (kazagrandy) wrote in auto_history,
kazagrandy
kazagrandy
auto_history

Categories:

АМО-ЗИС-ЗИЛ в 1923-1932 годы.



Отправка готовой продукции с Государственного автомобильного завода №1.

30 апреля 1923 года Автомобильному московскому заводу (АМО) присвоено имя итальянского рабочего-коммуниста
Пьетро ферреро.
В1925 году предприятие стало называться Государственным автомобильным заводом № 1, а 1 октября 1931 года
заводу присвоили имя И.В. Сталина.
В марте 1924 года председатель Центрального управления государственных автомобильных заводов (ЦУГАЗ)
К. Орлов дал распоряжение ГАЗ №1 немедленно приступить к производству грузовиков FIАТ.
На АМО сохранились чертежи на грузовик FIAT-15ter, который здесь собирали в 1917-1919 годах.
С 1920 года шла работа по адаптации конструкции итальянского грузовика к возможностям московского автозавода,
но производство не начинали по разным причинам, в основном из-за отсутствия финансирования на реорганизацию —
с ремонта автомобилей на их производство.
Примерно в это же время заводу был спущен план на выпуск грузовиков полностью из отечественных деталей и выдана
субсидия в 5 млн. золотых рублей на организацию производства.
1 ноября 1924 года на заводе собрали первый полуторатонный грузовик АМО Ф-15, а 7 ноября десять машин из первой
партии приняли участие в праздничной демонстрации на Красной площади.
Эту дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения.



Все грузовики были выкрашены в красный цвет, а к бортам прикреплены кумачовые транспаранты:
"Да здравствует РКП(б) — авангард рабочего класса", "Рабочий-хозяин строит автопромышленность, которой не
было у капиталиста-хозяина" и т.д.
За рулем головной машины сидел конструктор грузовика и руководитель технических служб завода Владимир Ципулин,
вторую машину вел бригадир слесарей-сборщиков Николай Королев.
25 ноября 1924 года три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10) отправились с Красной площади в первый для
советских автомобилей испытательный пробег по маршруту Москва-Тверь-Вышний Волочек-Новгород-Ленинград-Луга-
Витебск-Смоленск-Рославль-Москва.
Результаты пробега подтвердили качество автомобилей АМО, и с марта 1925 года на заводе началось серийное
производство АМО Ф-15.



Испытательный автопробег грузовика АМО Ф-15.

Осенью 1925 года на ГАЗ №1 изготовили первый образец кареты скорой помощи и пассажирский автобус на базе
грузовика АМО Ф-15. Однако с организацией производства отечественных грузовиков было много трудностей и
неурядиц, большие претензии предъявлялись администрации предприятия.
Наконец, встал вопрос о смене руководства автозавода.
И 31 декабря 1926 года директором ГАЗ №1 (АМО) становится Иван Алексеевич Лихачев — бывший рабочий
Путиловского завода, матрос-большевик.
Новый директор энергично взялся за развитие предприятия.
В 1927 году завод освоил выпуск шасси для первых отечественных бронеавтомобилей БА-27.
Сами бронеавтомобили производились на Ижорском заводе.
10 января 1928 года на совместном совещании Совнаркома СССР и Совета труда и обороны рассматривался вопрос
об увеличении объема производства на ГАЗ №1 (АМО) до 4000 машин (проект Ципулина).
Реконструкцию предполагалось закончить к 1 января 1929 года.
30 марта 1928 года на заводе выпущен тысячный автомобиль АМО Ф-15.



В декабре получена телеграмма из Нью-Йорка от председателя Автотреста М.Л. Сорокина, в которой сообщалось
о приостановке реконструкции завода по проекту Ципулина. Кроме того, в телеграмме предлагалось воздержаться
от покупки оборудования в Германии.
Для производства на московском автозаводе был выбран американский грузовик Аutocar модели SА
грузоподъемностью 2,5 т.
24 марта 1929 года Автотрест заключил договор с американской проектной организацией Брандта.
Новый план реконструкции предусматривал расширение производства под выпуск 25 тысяч грузовиков в год.
Уже в 1930-1931 годах завод должен был дать стране 12 тысяч машин.
Сборка грузовиков из машинокомплектов Аutocar под названием АМО-2 началась в 1930 году.
За первый год удалось собрать 887 новых грузовиков, не прекращая производства АМО Ф-15, которых в 1930 году
изготовили 3227 штук.
В начале лета 1930 года договор с Брандтом пришлось расторгнуть: американская сторона не выполняла условия и
сроки договора.
В конце 1930 года автомобильные заводы №4 (завод "Спартак") и №5 (Завод автопринадлежностей) объединились
с главным автозаводом страны на правах его цехов: они стали называться первым и вторым отделом ГАЗ №1.



С 1922 по 1930 год на заводе функционировал кузовной отдел, возглавляемый Иваном Федоровичем Германом.
За это время отделом выпущено до 20 типов автобусных кузовов общим тиражом около 400 единиц.
Строились и автобусы на 22 места на шасси Я-3. Кроме автобусных, отдел изготавливал и кузова для легковых
автомобилей НАМИ-1 и "Амилькар" (последние использовались в Москве в качестве почтовых автомобилей).
В 1930 году в кузовном отделе готовили к выпуску новую модель автобуса на шасси АМО-2.
1 октября 1930 года состоялся пуск реконструированного завода. И.А.Лихачев
так определил пропорции между старым и новым заводами: "Мы фактически пришили пальто к пуговице".
О масштабах проделанной работы говорят цифры: размеры зданий и производственных площадей были увеличены в
4,5 раза, только в механическом производстве было установлено 1500 новых станков.
Григорий Константинович Орджоникидзе, руководивший отраслью, говорил: "Вы произвели не простую реконструкцию,
а на месте старого завода построили совершенно новый гигант грузовиков..."
Новый завод освоил выпуск полностью отечественных копий грузовиков Аutocar под названием АМО-3 и их
длиннобазных модификаций АМО-4.
В 1931 году было изготовлено 800 грузовиков нового типа.

.
Tags: 1920-е, 1930-е, autocar, fiat, АМО, ЗиЛ, ЗиС, грузовики, история Москвы, промышленность
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments