kazagrandy (kazagrandy) wrote in auto_history,
kazagrandy
kazagrandy
auto_history

Categories:

"Делаж D-8".



"Делаж D-8" с кузовом "дубль фаэтон" из кинофильма "Борсалино".
1929 год.

Французское автомобилестроение начиналось с двух — трех главных и старейших фирм. На них поначалу работали
и набирались опыта многие известные в будущем люди.
Одним из них был Пьер-Луи Адольф Делаж (1874-1947 гг.), работавший на фирме «Тюрган-Фой» (Тurgan Foy),
выпускавшей паровые грузовики и автобусы, и потом недолго у Армана Пежо.
Он родился в семье начальника железнодорожной станции городка Коньяк в юго-западном винодельческом районе
Франции.
С детства Пьер-Луи был очарован паровозами, а затем, закончив школу искусств и ремесел в Анжере, стал
железнодорожным инженером, но охватившее Европу увлечение автомобилями сделало свое дело.
В 1905 году вместе с другом Огюстэном Легро он основал собственную фирму "Автомобили Делаж" и начал делать
легкие спортивные машины с моторами "Де Дион-Бутон".
Уже в то время они снабжались редким карданным приводом, а не тяжелой цепной передачей.
Большой успех Делажу принесли победы в гонках на Кубок малых автомобилей-вуатюреток, поэтому всю свою
дальнейшую деятельность он связывал с автоспортом.
Гонки служили средством испытания новых технических задумок, создавали авторитет марке "Делаж" и приносили
неплохие доходы для поддержания новых идей.
Постепенно Делаж отказался от заимствований, и с 1910 года все его автомобили изготовлялись совершенно
самостоятельно.
Жизнеспособность идеям обеспечивала особая тщательность доводки всех узлов, и уже в то время автомобили
"Делаж" славились надежностью и совершенством, их часто называли "верхом превосходства".
У самого же Луи Делажа был главный принцип: "Что бы ни делать — делать хорошо!"





Седан "Делаж D-8С" c пятиместным кузовом "коч" ателье "Шапрон".
1930 год.

Новая эра в развитии его фирмы началась в 1920-е годы, когда за плечами остался большой опыт и груз высших
наград на гонках в Ле Мане, Индианаполисе, Монце и Монлери.
К ним в 1924 году добавился абсолютный рекорд скорости на суше — 230,6 км/ч, установленный на специальном
350-сильном "Делаже".
Это подтолкнуло к жизни новые перспективные разработки легковых машин.
Начало новой серии, о которой пойдет речь, в том же 1924 году положила модель D-1 с верхнеклапанным
4-цилиндровым двигателем мощностью 50 л.с., барабанными тормозами на всех колесах и 4-ступенчатой
коробкой передач. Ее последователь GL имел более выдающиеся достоинства: 180-сильный мотор с верхним
распределительным валом, два масляных насоса, усилитель гидропривода тормозов и облегченную Х-образную раму.
Обе машины стали прелюдией к самым знаменитым за всю историю "Делажа" моделям D-6 и D-8.
"Делаж D-8", разработанный инженером Морисом Готье, был представлен в октябре 1929 года на Парижском
автосалоне.
По своему классу и представительной внешности его сразу поставили на уровень престижной "Испано-Сюизы",
которую он напоминал формой радиатора.
Как следует из марки, его 4-литровый мотор имел восемь цилиндров. Инженер Альберт Лори оборудовал
его верхними клапанами с приводом от бокового распределительного вала и батарейным зажиганием.
Базовый вариант D-8 развивал 80 л.с., но по заказу выпускались исполнения D-8С и D-8S мощностью от 75 до
120 л.с.
Двигатель был настолько приемистым, что позволял легко разгоняться на третьей и даже на четвертой
передачах.
Конструкция шасси осталась традиционной с полуэллиптическими рессорами и барабанными тормозами с
тросовым приводом от ножной педали.
Стандартной являлась колесная база 3430 мм, спортивные исполнения имели 3300 мм, а особо роскошные и
дорогие -3640 мм.




"Делаж D8-120" с кузовом "Аэро-купе" фирмы "Летурнёр э Маршан".
1939 год.

В 1931 году в программу вошла 6-цилиндровая модель В-6 с 3-литровым мотором в 78 сил.
Этим самым известным творениям Делажа была суждена долгая и славная жизнь.
Их оборудовали разнообразными кузовами от простеньких кабриолетов до дорогих представительских машин,
сделанных по заказам для самых богатых людей.
В те времена автомобили "Делаж" по качеству и изысканности конкурировали с самыми известными марками,
но отличались от них большей скромностью, как бы приземленностью, в чем тоже сейчас находят особый неброский
французский стиль.
Однако, спрос на мощные и дорогие машины "Делаж" не был высоким, хотя стоили они на треть дешевле чем,
например, машины "Испано-Сюиза".
Один "Делаж D-8" прославился тем, что в 1934 году в нем были убиты король Югославии Александр и министр
иностранных дел Франции Луи Барту.
Всей славы своих же достижений Луи Делажу не было суждено вкусить: в конце 1920-х годов он ушел из фирмы и
передал часть своих акций компании-конкуренту "Делаэ" (Delahaye).
А тем временем, модели D-6 и D-8 бурно множились и расцветали, купаясь в лучах славы и признания.
В 1932 году D-6 получила новый 2-литровый мотор с верхним распределительным валом, очень тихую 3-ступенчатую
коробку и независимую переднюю подвеску.
В 1935 году появились модель D-4 с компактным 4-цилиндровым 1,5-литровым двигателем и вариант D8-15
с миниатюрным 8-цилиндровым мотором (2,65 л, 80 л.с.).
В это же время все "Делажи" стали оснащать синхронизаторами в коробке передач, гидроприводом тормозов
с вакуумным усилителем и передней независимой подвеской с гидроамортизаторами.
В середине 1930-х годов "Делаж" предлагал сразу несколько вариантов своих машин, среди которых самой
многочисленной оказалась наиболее престижная серия D-8 с разными силовыми агрегатами: базовые модели D8-85,
D8-105 и D8-120 (3,75 и 4,3 л, 85-115 л.с.), а также спортивные версии D-85 и D-8SS мощностью 110-145 л.с.,
достигавшие скорости 175 км/ч.



Стандартный кабриолет "Делаж D8-120" с кузовом "Шапрон".
1938 год.

Скоростные исполнения обычно делали на 20-30 см короче стандартных легковых машин и впервые во Франции
применили на них централизованную смазку деталей шасси, как у "роллс-ройсов", а стальные колеса крепились
к ступице одной центральной гайкой.
В конце 1930-х годов самые мощные "делажи" выпускались в наиболее престижных спортивных исполнениях с
открытыми или закрытыми кузовами, на которых свои новые авангардистские аэродинамичные формы проверяли
многие престижные кузовные фирмы.
D-8 стал победителем в многочисленных конкурсах элегантности, где демонстрировал лучшие достижения кузовных
дел мастеров.
Последним довоенным техническим достижением "Делажа" стало использование планетарной коробки "Коталь" (Соtal)
с электромагнитным включением передач.
Машины "Делаж" тех лет считаются классиками лучших времен развития автомобилестроения, а их бесчисленные
варианты просто не поддаются учету.
Всего до начала войны было изготовлено 1900 машин серии D-8.
Уход Луи Делажа дорого обошелся фирме "Делаж". Потеряв своего лидера, в 1935 году она была поглощена
конкурентом "Делаэ".
Некоторое время свои автомобили они выпускали параллельно, но вскоре новые "делаэ" все сильнее стали
напоминать "делажи". Поговаривают, что без присоединения "Делажа" фирма "Делаэ" никогда не смогла бы вывести
свои автомобили серии 135 на высокий мировой уровень.


Техническая характеристика автомобиля "Делах D-8" (1930 год):

Число мест — 4-5.
Двигатель рядный 8-цилиндровый, рабочий объем — 4060 см3, мощность — 102 л.с. при 3500 об/мин.
Коробка передач механическая 4-ступенчатая.
База — 3430 мм. Колея — 1420 мм. Длина — 4880 мм, ширина — 1776 мм. Масса — 1440 кг.
Максимальная скорость — 153 км/ч.
Средний расход топлива — 25 л на 100 км.


.
Tags: история Франции, кузовные ателье, редкие автомобили
Subscribe

  • Москвич-400.

    На дорогах Алтайского края. 1960-е годы.

  • Забугорный "москвич"

    Оригинал взят у rama909 в Забугорный "москвич" Оригинал взят у 477768 в Забугорный "москвич" Легковой…

  • Свадебный лимузин.

    В начале 1970-х и Москвич 2140 мог быть лимузином,когда денег на Волгу не хватало. Хотя тогда не в крутизне тачки был смысл свадьбы.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments