kazagrandy (kazagrandy) wrote in auto_history,
kazagrandy
kazagrandy
auto_history

Categories:

На заре японского автопрома.



"Датсан-11".
1932 год.

Сегодня все привыкли, что Японии принадлежит почетное место в области мирового автомобильного производства,
но мало кто подозревает, что в начале 1930-х годов, когда американская и европейская автомобильная промышленность
уже превысила миллионную планку, в Стране Восходящего Солнца делали всего несколько сотен легковых машин в год.
Многие годы бытовало общепризнанное мнение, что японцы ничего не способны изобрести самостоятельно,
зато являются непревзойденными мастерами копирования и улучшения ранее уже изобретенного и построенного,
претворяя тем самым в реальную жизнь древний самурайский принцип "канзей" — постоянное совершенствование
самого себя и всего окружающего мира.
Сегодня можно поспорить с этим выводом, видя гениальные достижения Японии буквально во всех сферах
жизни, но, всматриваясь в прошлое японского автомобиля, возникают совсем иные чувства.
Поэтому будет вполне справедливым утверждать, что так называемый «парадокс японского автомобиля» существует
на самом деле.
Автомобильная промышленность в Японии начала развиваться значительно позднее, чем в других странах.
Первый самоходный паровик там был построен в 1904 году, а первый бензиновый — только в 1907-м.
Затем множество мелких фирм сделали с пару десятков разных моделей, которые в основном копировали с
американских или европейских прообразов.
Оставалось еще два — три десятилетия до начала их объединения в крупные корпорации, когда молодой
инженер Масудзиро Хасимото, проучившийся в США несколько лет, основал в 1911 году небольшую фирму
"Квайсин-Ся Дзидося", где начал выпускать простенькие легкие автомобильчики.
По первым буквам имен трех главных компаньонов Кенджиро Дэна, Рокуро Аоямы и Мейтаро Такеучи автомобили
получили марку ДАТ (DАТ).





Редкий 2-дверный кабриолет "Датсан S-11" образца 1936 года.


Она ничего не напоминает? Если нет, поехали дальше, хотя ее появление историки считают эпохальным событием.
Многие годы ДАТ выпускал миниатюрные, компактные и экономичные легковые машины для средних слоев населения.
Первые ДАТы оснащались японскими 4-цилиндровыми моторами небольшого объема, имели открытые цельнометаллические
2-дверные кузова, неказистый и неуклюжий вид, свойственный, впрочем, японским машинам вплоть до середины
1960-х годов.
Впервые автомобили ДАТ стали выпускать большими по понятиям своего времени сериями, а их производство
переходило с одного завода на другой.
В середине 1920-х годов фирма превратилась в "ДАТ Дзидося Сейдзо" — самую крупную японскую автомобильную
компанию.
Несмотря на то, что легкие ДАТы пользовались неплохим спросом, она постоянно испытывала финансовые
трудности, поэтому в начале 1930-х было принято решение о закупке лицензии на английскую микролитражку
"Остин Севен".
В 1930 году фирма выпустила очередную модель ДАТ-91, но уже через год ее место заняла лицензионная машина,
которую назвали "Датсан".
Первые 10 образцов изготовили на металлургическом и машиностроительном предприятии "Тобата" в Осаке.
В 1932 году было решено развернуть их серийное производство, и для этого президент компании "Тобата"
Иосидзуке Аикава приступил к сплочению сил.
В итоге в 1932 году его фирма приобрела ДАТ, и автомобиль снова переименовали.
На этот раз в «Датсан» (Datsun), использовав английское слово sun — солнце.
Так родилась известная автомобильная марка, которой удалось придать национальный характер и напомнить
миру о далекой Стране Восходящего Солнца.
Для завершения повествования об этих организационных хитросплетениях надо упомянуть еще одну дату —
26 декабря 1934 года.



Одна из последних легковых машин "Датсан" образца 1950 года.

В тот день компания "Тобата" подписала соглашение с крупной фирмой "Нисхон Саньё" (Nishon Sangyo)
о создании машиностроительного картеля.
Из его полного наименования было образовано укороченное сочетание "Ниссан" (Nissan), чуть позднее
присвоенное автомобилям. Но вернемся к герою нашего рассказа.
Первые образцы "Датсан-11" внешне совершенно не отличались от британского прообраза, но японцы сразу же
установили на нем собственный 4-цилиндровый 500-кубовый мотор мощностью 10 л.с.
Как и "Остин", "Датсан" был незамысловатой классической конструкцией с механической 3-ступенчатой коробкой,
лонжеронной рамой, рессорной подвеской и тормозами на всех колесах.
Машины 1932-1933 годов снабжались 4-местным 2-дверным открытым кузовом с тентом, а первым собственным
исполнением стали легкие пикапы и фургоны грузоподъемностью 350 кг, пользовавшиеся огромным спросом у
мелких торговцев.
Характерной особенностью стали штампованные сильные дисковые ободы всех колес с большими отверстиями,
придававшие машине массивность, солидность и неуклюжесть.
Новый картель "Ниссан", ставший первым в Японии прообразом будущих автомобильных концернов, сохранил
марку "Датсан", и в последующие три года зги машины выпускали с новыми более привлекательными кузовами,
предлагавшимися в нескольких вариантах: 1-местные кабриолет и купе, 4-местные 2-дверные седаны с двумя
или тремя боковыми окнами.
Примитивные штампованные диски заменили колеса со спицами и центральной крепежной гайкой.
При длине около 2,8 м масса автомобилей в разных исполнениях находилась в пределах 370-440 кг,
а максимальная скорость не превышала 60 км/ч.
В 1936 году первенец был серьезно модернизирован и получил обозначение "Датсан-15".
Его оборудовали новым 700-кубовым мотором в 15 л.с. и более современным кузовом европейского стиля с
чуть наклоненной назад хромированной облицовкой радиатора, сужающейся к нижней части и напоминавшей
британские "форды".
Передние и задние крылья стали более округлыми, фары смонтировали в модных никелированных корпусах,
спереди впервые появился легкий бампер.
К этому времени "Датсан" можно было купить за вполне приемлемые деньги как 4-местный седан или кабриолет
с тентом, спортивные 2-местные родстер или купе, не считая традиционных фургончика и пикапа.
Интересно, что на низкорамных спортивных моделях применялась червячная главная передача.
Производство этого популярного автомобиля было прервано войной, до начала которой их изготовили примерно
40 тыс. штук.



Родстер "Датсан-16 Спорт".
1937 год.

После нее производство "датсанов" продолжалось до 1958 года.
Средств на их модернизацию руководство фирмы больше не выделяло, поэтому автомобиль внешне практически
не изменился, хотя объем двигателя возрос до 800 кубиков, а мощность — до 20 сил.
Неказистый "Датсан" стал отправной точкой развития мощнейшей японской автомобильной индустрии и его второго
по величине концерна "Ниссан", а также прародителем гигантских количеств легковых автомобилей, которые
сходят с конвейеров его автомобильных заводов в Японии и во многих странах мира, и прекрасно известны
любому жителю планеты.


Характеристика автомобиля "Датсан-11" (1932 год):

Число мест — 4.
Двигатель рядный 4-цилиндровый, объем — 495 см3, мощность — 10 л.с. при 3700 об/мин.
Коробка передач механическая 3-ступенчатая.
База — 1905 мм. Длина — 2710 мм, ширина — 1625 мм, высота — 1170 мм.
Колея передняя — 1038 мм, задняя — 1049 мм.
Масса — 370 кг.
Максимальная скорость — 60 км/ч. Средний расход топлива — 4,5-5,5 л на 100 км.

.
Tags: datsun, nissan, история Японии, промышленность, родстеры
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments