aleksey-delfinn (aleksey_delfinn) wrote in auto_history,
aleksey-delfinn
aleksey_delfinn
auto_history

Category:

От ЗИС-154 до Икаруса. Городские извозчики послевоенных лет.

Извозчики.jpg

Самые массовые городские автобусы СССР послевоенных лет - это ЗиС-155, ЗиЛ-158, ЛиАЗ-677 и Икарус-260. А начиналось всё с дизель-электробуса (!) ЗиС-154...

ЗИС-154

ЗиС-154 – один из первых советских послевоенных автобусов. Имел прогрессивную конструкцию: цельнометаллический несущий кузов вагонного типа, дизельный двигатель, электротрансмиссия, пневмопривод дверей. Разработан он был на основе американских автобусов GM TDH-3610 (конструкция) и Yellow Coach TDE-4001 /-4002/ -4005 (трансмиссия). Использовались как советские (ЯАЗ), так и лицензионные (Detroit Diesel) двигатели. Но проблем с отечественным силовым агрегатом хватало: маломощный, но при этом дымный и шумный двухтактный дизель так и норовил "пойти в разнос". Да и в эксплуатации и ремонте столь навороченная конструкция была ой как сложна...

ЗИС-154-01.jpg

ЗИС-154-02.jpg

ЗИС-154-03.jpg

ЗИС-154-04.jpg

ЗИС-154-06-mashina-mechti.jpg
Фото прототипа - с сайта mashina-mechti.ru

• Предприятие-изготовитель: ЗиС, 1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина
• Годы выпуска: 1946–1950
• Число мест: для сидения – 34, номинальная – 60
• Мощность двигателя: 112 л. с.
• Максимальная скорость: 65 км/ч
• Количество выпущенных автобусов: 1 165
• Модель 1/43: Classicbus 04004 ЗиС 154 1947


ЗИС-155

Когда в конце сороковых годов эксплуатанты несколько лет промаялись с прогрессивным по конструкции, но сложным и капризным дизель-электробусом ЗиС-154, стало ясно, что в качестве массового городского извозчика требуется что-то попроще и понадёжнее. Производство 154-х быстренько свернули, а в качестве временного (как тогда думали) решения на базе грузовика ЗиС-150 разработали и запустили в производство ЗиС-155. С технической точки зрения следующая модель стала шагом назад. Вместо несущего кузова – рама грузовика ЗиС-150, вместо дизеля – бензиновый двигатель (от него же), вместо электрической трансмиссии – традиционная механическая.

ЗиС-155-01.jpg

ЗиС-155-02.jpg

ЗиС-155-04.jpg

Несмотря на некий технический регресс и врождённые недостатки машины (тесный и неудобный салон, неудовлетворительные вентиляция и обогрев, плохая эргономика кабины водителя и т. д.), автобус отличался простотой эксплуатации и экономичностью, особенно по сравнению с предшественником, и стал основным городским автобусом СССР 50-х – начала 60-х годов.

ЗиС-155-03.jpg

Интересная особенность модели – цветовые маршрутоуказатели: комбинация огней разного цвета соответствовала определённому номеру маршрута. Пассажиры могли издалека видеть, что за "номер" приближается к остановке и нужно ли участить затяжки, чтобы успеть докурить "беломорину".

ЗиС-155-05.jpg

ЗиС-155-06.jpg

• Предприятие-изготовитель: ЗиС, 1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина
• Годы выпуска: 1949–1957
• Число мест: для сидения – 28, номинальная – 50
• Мощность двигателя: 90 л. с.
• Максимальная скорость: 70 км/ч
• Количество выпущенных автобусов: 21 741
• Модель 1/43: Classicbus 04010 ЗИС-155 красный


ЗиЛ-158

Годы шли, «временное решение», как это часто бывает, перешло в разряд постоянных и заполонило города Советского Союза. Не блистав технологическим совершенством с самого начала производства, к концу пятидесятых ЗиС-155 (в духе времени сменивший индекс на ЗИЛ-155) устарел окончательно и бесповоротно. Ему то и пришёл на смену ЗиЛ-158. Но и новинка, по сути, представляла собой лишь глубокую модификацию предшественника, а первые опытные экземпляры даже иногда называли ЗиС-155М. Конструктивно автобусы были близки и имели множество унифицированных деталей и сборочных единиц.

ЗиЛ-158a.jpg

Значительной модернизации конструкторы подвергли лишь кузов машины, правда и он не стал техническим откровением: листовые алюминиевые панели обшивки всё так же приклёпывались к каркасу четырьмя с половиной тысячей заклёпок.

ЗиЛ-158В-01

От предыдущей модели новый автобус отличался увеличенным салоном (на радость низкооплачиваемым кондукторам со сдельной зарплатой), передней и задней панелями, боковыми окнами. Изменения экстерьера пошли на пользу: дизайн машины соответствовал духу времени и был, в общем то, не хуже зарубежных аналогов. Немного мощнее стал и двигатель, однако и его не хватало для довольно тяжёлой машины. Зато пердел силовой агрегат знатно, за что автобус прозвали в народе будильником: проедет утром такая тарахтелка под окнами: просыпайся рабочий народ!

Изначально новые автобусы производились там же, где и предшественники – на заводе им. Лихачёва. Соответственно, и передняя панель первых произведённых в Москве 9515 экземпляров несла на себе шильдик ЗиЛ.

ЗиЛ-158В-02-КБ
Фото с сайта CLASSICBUS

Однако завод был перегружен различными государственными заказами. Особая важность придавалась в то время насыщению народного хозяйства «пятитонками» ЗиЛ-130. Но и городских автобусов стране требовалось немало. Совмещать такие объёмные программы предприятию становилось всё сложнее, и в 1959 году производство передали на новый завод ЛиАЗ. При этом, изделие сохранило изначальный индекс ЗиЛ-158, а после модернизации 1961 года – ЗиЛ-158В, хотя передок уже украшала эмблема подмосковного завода.

ЗиЛ-158В-03-autowp
Фото с сайта autowp.ru

Всего в Ликино-Дулево изготовили 62 350 ЗиЛ-158 различных модификаций, пока в 1970 году их полностью не сменил на конвейере легендарный ЛиАЗ-677 (несколько лет до этого обе машины выпускались параллельно).

Лично я на городских маршрутах ЗиЛ-158 уже не застал. А вот такие автобусы различной степени ушатанности с табличками «СЛУЖЕБНЫЙ» или «ЗАКАЗ» в восьмидесятых-девяностых встречались частенько. В памяти почему-то больше отложились бело-синие машины. По-видимому таких было большинство. Но и бежево-бордовые встречались тоже, несмотря на волну критики, обрушившуюся на головы производителей модели за выбор такой цветовой схемы. Вот, например, Москва, Васильевский спуск:

ЗиЛ-158В-04
Фото с «синего форума».

А вот – Ташкент:

ЗиЛ-158В-05-Ташкентский-автобус
Скан открытки с сайта Ташкентский автобус

Где сейчас можно увидеть ЗиЛ-158? Конечно в кино. Самый массовый городской автобус 60-х не мог не мелькать в фильмах тех лет или о тех годах: «Афоня», «В Москве проездом», «Серые волки», «Однажды 20 лет спустя», «В ожидании чуда»... В картине «Сибириада» 158-й даже полетал. Под брюхом вертолёта Ми-10.

ЗиЛ-158В-06 kievrus.com.ua
Скриншот с сайта kievrus.com.ua

Мне автобус больше всего запомнился в «Напарнике» из «Операции Ы».
ЗиЛ-158В-07

Обратите внимание, как открываются двери: петлями наружу. Пассажиры были недовольны. Проход узкий и об грязные в плохую погоду створки обязательно засеришь рукава одёжки.

ЗиЛ-158В-08

Вид сзади. Комбинированные съёмки в 60-х годах не блистали совершенством.

ЗиЛ-158В-09

Модель в масштабе 1:43.

ЗиЛ-158В-10

ЗиЛ-158В-11

Шильдик «ЛиАЗ» не даёт права называть автобус ЛиАЗ-158В, как это многие ошибочно делают.

ЗиЛ-158В-12

ЗиЛ-158В-13

ЗиЛ-158В-14

ЗиЛ-158В-15

ЗиЛ-158В-16

ЗиЛ-158В-17

Смена поколений городских автобусов. Обновлённая внешность, по меркам 60-х, на фоне предшественника смотрится моднее и маскирует архаичную конструкцию.

ЗиЛ-158В-20

Всё же новый автобус немного повместительней (длина больше примерно на три четверти метра), немного поудобнее, немного помощнее. Ключевое слово – «немного»…

ЗиЛ-158В-21

ЗиЛ-158В-22

Наиболее заметны подвижки в «осовременливании» внешности – в передней части автобуса и в остеклении. Ушли в прошлое «амбразуры» окошек водителя и пассажиров.

ЗиЛ-158В-23

А вот «попы» автобусов ещё пока похожи. Округлый дизайн 50-х сдаёт позиции не сразу.

ЗиЛ-158В-24

Пришла смена 158-му.

ЗиЛ-158В-25

• Предприятие-изготовитель: ЗиЛ, Завод имени Лихачёва; с 1959 г. – ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод
• Годы выпуска: 1957–1970
• Число мест: для сидения – 32, номинальная – 60, предельная – 70
• Мощность двигателя: 109 л. с.
• Максимальная скорость: 65 км/ч
• Количество выпущенных автобусов: 71 865
• Модификация: ЗиЛ-158В (с 1961 года)
• Classicbus 04001B ЛиАЗ-158В (бежево-бордовый)


Продолжение - здесь.

Почему прозвище "скотовоз обидное и незаслуженное?
Слушаем вместе тот самый "ностальгический" ЛиАЗовский "звон бутылок".
Чем примечателен ЛиАЗ маршрута № 89?
Были ли Икарус оранжевым, как в песне "Чайф"?


По материалам aleksey-delfinn.livejournal.com
Tags: ЗиС, авто-моделизм, автобусы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments